Нейтрализация рисков маркетинговой логистики

Нейтрализация рисков маркетинговой логистики

Нейтрализация рисков маркетинговой логистики

Нейтрализация рисков маркетинговой логистики

Одним из наиболее актуальных задач современного торгового предпринимательства выступает организация логистической деятельности. Торговые предприятия как посредники в цепях поставок товаров имеют дело как с закупочной, так и со сбытовой логистикой, но в широком смысле могут рассматриваться как участники маркетинговой логистики.

Маркетинговая логистика включает формирование необходимой для удовлетворения спроса инфраструктуры, создание и контроль физических потоков материалов и готовой продукции, начиная с пунктов происхождения и заканчивая пунктами использования, с целью удовлетворения нужд потребителей и получения прибыли. На параметры логистических потоков влияет большое количество факторов, которые могут вызвать отклонения от плановых условий деятельности – нестабильность поставок, несвоевременные и неполные платежи потребителей, сложности с привлечением кредитных ресурсов и тому подобное. Эти факторы приводят к возникновению рисков, которые необходимо учитывать при организации функционирования логистической системы.

Единого общепризнанного определения логистического риска еще не предоставлено. Приведем несколько определений, которые в комплексе дают представление о важных сущностных характеристиках данного риска.

Итак, логистический риск – это:

– риск выполнения логистических операций транспортировки, складирования, переработки грузов и управления запасами и риск логистического менеджмента всех уровней, возникающих при выполнении логистических функций и операций;
– неожиданная, нежелательное событие или причина этого события, что приводит отсутствие нужного товара или сырья в необходимый момент времени, нужного качества, в нужном месте, по запланированной цене;
– опасность возникновения задержки в работе цепи поставки, нарушение сроков поставки, нарушения в работе одной или нескольких звеньев цепи;
– экономическая категория, отражающая особенности восприятия менеджментом предприятия объективно существующих неопределенности и конфликтности, отсутствия полной (исчерпывающей) информации на момент принятия решений, присущих процессам прогнозирования, планирования, управления, координации и контроля материальных, сервисных, информацийних, финансовых потоков и потока интеллектуально-трудовых ресурсов.

Читайте также  Экспедирование грузов и экспедиторские услуги

В теории логистики известно много научных подходов к классификации логистических рисков. Авторами одной из наиболее логичных и последовательных классификаций является В.В. Витлинский и В.И. Скицько, которые предлагают использовать две классификационные признаки – виды потоков и компоненты логистической системы. По видам потоков они различают материальный, сервисный, информационный, финансовый и интеллектуально-трудовой логистические риски, а по компонентам логистической системы – закупочный, производственный, сбытовой, складской и транспортной логистические риски.

Однако следует отметить, что вопрос определения и классификации логистических рисков в этих публикациях уделено значительно больше внимания, чем способам их нейтрализации, что и обусловливает необходимость дальнейших исследований.

С позиций маркетинга логистический риск как возможность недостижения целей маркетинговой деятельности в результате влияния факторов неопределенности на параметры логистических потоков связан прежде всего с вероятностью сокращения продаж из-за отсутствия нужного товара в нужное время в нужном месте. Следовательно, все действия, направленные на уменьшение такой вероятности, могут рассматриваться как способы нейтрализации рисков в маркетинговой логистике. По нашему мнению, для нейтрализации рисков как в стратегическом, так и в тактическом аспектах целесообразно обратить внимание на следующие группы мероприятий.

Определение размеров и дислокации складов

При создании долгосрочной инфраструктуры логистической системы, в частности при определении размеров и дислокации складов, должны быть учтены требования не только минимизации затрат, но и нейтрализации рисков. Например, создание единого состава большой мощности, с которого товар будет транспортироваться по всей территории страны, возможно, позволит полностью использовать преимущества эффекта масштаба и обойдется дешевле, чем создание нескольких меньших по размеру складов, однако может сопровождаться повышенными логистическими транспортными рисками.

Создание системы обработки заказов.

Принятие заказов на поставку товаров является отправным пунктом логистической цепи, хотя формально принадлежит не к материальному, а к информационному потоку. На этом этапе существует риск потерять потенциального клиента за того, что он может не дождаться свободного оператора или продавца. Для обоснования оптимального количества операторов по приему заказов в условиях их случайного поступления целесообразно применять методы теории массового обслуживания.

Читайте также  Железнодорожные перевозки грузов

Управления запасами.

Сокращение продаж относительно плановых и переход клиентов к конкурентам нередко могут быть вызваны тем, что в момент обращения клиента к продавцу необходимого товара не оказалось в наличии. Чтобы предупредить подобные ситуации, производителей и торговых посредников создаются товарные запасы. Чем больше запасы, тем меньше риск потери клиентов, продаж и прибыли, однако большие потери от того, что вложение средств в формирование запасов замедляет оборот капитала в бизнесе. Определить оптимальный размер товарных запасов с учетом характера влияния случайных факторов в конкретной торговой деятельности позволяют методы теории управления запасами.

Организация транспортировки.

Основной задачей транспортировки является обеспечение отправления товаров заказчикам (торговым посредникам или потребителям). Вопрос нейтрализации рисков должны быть учтены при решении таких проблем организации транспортировки, как выбор средств транспортировки с учетом рисков (стратегический аспект) и организация своевременной и качественной доставки партий товара с помощью эффективной диспетчеризации (операционный аспект).

Контроль и оценка эффективности логистики. Контроль логистической деятельности имеет целью убедиться, что предусмотрены способы нейтрализации рисков действительно работают, и внести коррективы в случае необходимости. Оценка эффективности показывает, способствуют способы нейтрализации рисков, используемых улучшению соотношения результатов логистической деятельности и уровня риска.

Наряду с рисками управления непосредственно материальными потоками в последнее время все большую актуальность приобретают риски управления потоками информации, и в частности риски электронной логистики.

Похожее ...

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о