Факторы инновационного развития транспортных компаний

Факторы инновационного развития транспортных компаний

Факторы инновационного развития транспортных компаний

Факторы инновационного развития транспортных компаний

Инновации играют первостепенную роль в развитии транспортной отрасли и дальнейшем повышении эффективности ее функционирования. Инновационная деятельность в области должна быть направлена на улучшение качества услуг, повышение производительности труда, увеличение дальности перевозок, и в конечном счете – увеличение доли рынка, выхода на новые рынки и одновременно повышения собственной гибкости, сокращение производственных расходов. В первую очередь этого следует достигать за счет технического развития отрасли. Инновационное развитие отрасли должен быть нацелен на полное и эффективное удовлетворение существующих потребностей в пассажирских или грузовых перевозках.

Однако сегодня для отечественных транспортных предприятий существует много препятствий на пути к инновационности, прежде всего финансового характера – отсутствие доступных финансовых ресурсов, значительные затраты на инновации, их высокая рискованность.

Размер предприятия тоже имеет важное значение для инновационной деятельности

Крупные предприятия имеют больше возможностей осуществлять инновации, поскольку высокие объемы реализации приводят к большим выгод от таких инвестиций. В них больше возможностей доступа к финансовым ресурсам. Наконец они могут просто иметь лучшую позицию для продвижения своих инноваций, и вследствие этого получение от них доходов.

Кроме того значительную роль в инновационной деятельности играет рынок транспортных услуг, например доминирование определенных транспортных компаний или уровень спроса на инновационные продукты и услуги. Размер рынка влияет на рентабельность инвестиций в инновации и за счет этого оказывает непосредственное влияние на эффективность инновационной деятельности.

Восприятие инновационного продукта рынком связано с длительностью его жизненного цикла, лояльностью потребителей к инновациям, превышением положительного эффекта от использования инноваций за их капиталоемкостью. Положительная потребительская оценка инновационных продуктов благодаря их улучшенной функциональности, экологичности или каких символических атрибутов стимулирует к дальнейшему внедрению инноваций. Собственно, рынок является основным тестом для выявления успешности инновации. Длительный жизненный цикл инновационной продукции и небольшой размер рынка негативно влияют на инновационное развитие, поскольку приводят к низкому спросу на инновации и в соответствии с их длительной окупаемости для предприятий-инноваторов.

Читайте также  Междугородние перевозки

Структура рынка также может создавать как дополнительные стимулы так и препятствия к инновационному развитию

Согласно исследованиям Международного транспортного форума зависимость между конкуренцией и инновационной активностью на рынке имеет форму перевернутой U-кривой – по монополии или очень высокой конкуренции, наблюдаются самые инновационные усилия. Исследования показали, что монополистическая структура общественного транспорта и сильная конкуренция в сфере грузовых автомобильных перевозок приводят к низким инновационных усилий в этих сферах деятельности.
Согласно гипотезе М. Портера, экологические нормы является еще одним важным фактором инновационного развития. Экологический регламент создает рынок для новой продукции.

Поскольку экологические правила и стандарты особенно высокие в некоторых секторах деятельности транспорта, они могут стимулировать инновации в сферах, которые до этого не имели заинтересованности в них. Соответствие экологическим стандартам прямым образом влияет на конкурентоспособность предприятия и открывает ему доступ к ранее закрытым рынков. Так, например, постоянное повышение экологических стандартов «Евро», регулирующих содержание вредных веществ в выхлопных газах, заставляют автотранспортные предприятия непрерывно модифицировать и обновлять имеющийся подвижной состав.

Множества причин для осуществления инновационной деятельности транспортными предприятия, менее 10% из них относится к инновационно-активных. Это означает, что в данном секторе механизм рыночного регулирования не срабатывает.

Концепция расстройств рынке давно известна в экономической теории

Согласно ее положениям, когда равновесие на рынке нарушается, возникает необходимость административного регулирования для устранения негативных последствий действия неисправных рыночных механизмов. В контексте инноваций, к основным причинам недооценки инновационных усилий на рынке можно отнести: несоответствие между различными компонентами инновационной системы, неточности и асимметрии информации, несовместимость стимулов и другие факторы, мешающие бесперебойной работе рыночных механизмов.

Читайте также  Особенности мультимодальных перевозок

В условиях несостоятельности рынка осуществлять трансформацию инноваций в желаемом направлении, государственное вмешательство является достаточно оправданным. Хотя эта мысль и идет в разрез с классическими взглядами на инновационную политику, в которых основное внимание уделяется только созданию необходимых условий для процветания инновационных усилий, а остальные задач возлагается на имеющиеся рыночные механизмы. Ключевой вопрос инновационной политики в качестве фактора развития – это баланс между инновационными стимулами и конкуренции. Во многих случаях конкуренция помогает развитию предприятий.

Однако с динамической точки зрения, неограниченная конкуренция как и абсолютная монополия создают препятствия на пути к инновациям

В первом случае ограничиваются возможности предпринимателей в получении выгод от своих инновационных усилий. Во втором, монополист, пользуясь имеющейся позиции, скорее будет чинить препятствия на пути потенциальных конкурентов, чем интересоваться инновациями. То есть, рациональная инновационная политика должна поощрять инноваторов в пределах разумного. Поскольку, слишком сильный защиту тоже негативно влияет на дальнейшее инновационное развитие.

На сегодняшний день взвешенная государственная политика регулирования инновационной деятельности должно стать важным фактором дальнейшего инновационного развития отрасли. Однако, в условиях дефицита бюджета, имеющаяся сегодня политика несовершенна и слишком дорогой для нашей страны. Поэтому существует потребность в сбалансированности политических усилий для получения наилучшего результата. Считаем, что одной из проблем современной инновационной политики является ее фронтальный характер. Мировой опыт показывает, что переход от фронтальной к выборочной инновационной политики обеспечивает высокие результаты.

Похожее ...

Оставить комментарий

avatar

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

  Подписаться  
Уведомление о