Транспортная- логистика в развитии регионов

Транспортная- логистика в развитии регионов

Транспортная- логистика в развитии регионов

Стремительное развитие логистики на современном этапе связано с принципиальными изменениями условий хозяйствования, трансформацией мировой экономической системы и преобразования ее в сервисную экономику, ориентированную на рынок потребителей.

Растущий дефицит ресурсов требует оптимизации не только процесса распределения и доставки, но и самого процесса производства за счет внедрения новых современных технологий и перераспределения существующих путей движения товаров. Современный мировой рынок представляет собой глобальные логистические каналы и цепи, позволяющие производить товары и оказывать услуги в местах, где низкие расходы и благоприятные финансовые условия.

Как показывает имеющийся зарубежный опыт логистика является действующим механизмом роста экономической мощи регионов

При этом имеется следующая зависимость: рост производства в том или ином регионе вызывает экономических развитие региона за счет увеличения рабочих мест и улучшение благосостояния населения, это в свою очередь способствует росту потребления в регионе, и как следствие требует усовершенствования инфраструктуры региона и логистики.

Напротив, закрытие производств, отсутствие и упадок транспортной и логистической инфраструктуры, ведет к уменьшению рабочих мест, оттоку специалистов из региона, падению его благосостояния и как следствие преобразования в «депрессивный регион».

Процессы глобализации и интеграции мировой экономики приводят к тому, что экономически развитые регионы превращаются в «депрессивные» и наоборот.

Это требует поиска новых форм интеграции финансового, промышленного и интеллектуального капитала с целью обеспечения конкурентных преимуществ того или иного региона

Мировая практика показывает, что эффективным инструментом регионального развития является кластеры, которые предусматривают неформальное добровольное объединение предприятий и организаций, функционирующих на определенной территории. Основной задачей кластера является оптимизация процесса использования имеющегося экономического потенциала региона и отрасли. В отличие от других организационных форм хозяйствования, кластер объединяет власть, бизнес и науку по принципу территориальной локализации. В связи с этим инновационные решения разрабатываются, принимаются и вводятся быстро и целенаправленно. Среди стратегических задач власти в поддержке развития кластеров является разработка стратегических планов их развития как «точек экономического роста региона» и создание благоприятных условий для развития в регионе бизнеса и всех форм экономической активности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Формирование инфраструктуры логистических потоков

Несмотря на имеющуюся теоретическую базу и мировой опыт создания кластеров и кластеризации экономики, вопросы развития кластерных образований в стране достаточно не получило необходимого практического воплощения. Министерством экономики в 2008 году была разработана «Концепция создания кластеров в стране», однако к сожалению эту концепцию не было принято.

Современную стратегию экономически развитых стран основано на внедрении кластеров в различных сферах экономики, как точек экономического роста, стимулирующих развитие отдельных предприятий и регионов за счет эффективной организации совместной деятельности в условиях жесткой конкуренции.

В ЕС процессы кластеризации экономики активизировались еще в 1968 г.

Когда был создан Европейский фонд регионального развития, а конкретные национальные программы поддержки кластеров стали основным приоритетным направлением промышленного развития стран Европы. Согласно решению саммита ЕС в Лиссабоне в 2000г. Каждая страна ЕС обязательно выполнять планы развития своих промышленных кластеров. С целью дальнейшей активизации этого процесса в феврале 2007г. В Брюсселе саммит ЕС одобрил «Манифест кластеризации Европы», а в январе 2008г. На саммите в Стокгольме ЕС принял «Европейский кластерный меморандум». Которые сейчас является главным двигателем повышения конкурентоспособности европейской экономики и других развитых стран.

В мировой практике кластеры зарекомендовали себя как жизнеспособные структуры, которые способны эффективно

Формирование инновационной инфраструктуры в условиях европейского вектора развития национальной экономики функционировать и приносить положительные результаты. На основе использования коллективного инновационного подхода даже при отсутствии соответствующей нормативно-правовой базы и помощи со стороны государства. Кластеры способствуют созданию инфраструктуры, отвечающей основным потребностям рынка и формирование системы стимулирования взаимодействия. При этом для них, как самоорганизующихся систем, характерно регулярное самовосстановления благодаря внедрению инноваций решений.
Каждая страна разрабатывает и использует удобную для себя политику формирования кластерных объединений. Однако основой кластерной концепции является объединение трех составляющих: науки, бизнеса и власти. В современных условиях глобализации экономического пространства отдельных стран и регионов кластеры рассматриваются как детонаторы творческой активности и инновационности.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Междугородние перевозки

Анализ мирового опыта показывает, что использование кластерной концепции позволяет получить следующие преимущества:

— кластеры выступают факторами оздоровления внутренне городских экономик (коммерческая концентрация, уникальная стратегия);
— развитие кластеров является приоритетным для подъема высокотехнологичных отраслей;
— кластеры способствуют активизации предпринимательской деятельности в регионах, нуждающихся, либо находятся в стадиях, кризиса, стагнации и др .;
— кластеры обеспечивают развитие экспорта продукции;
— кластеры создают уникальные условия для подготовки специалистов высокой квалификации за пределами отраслевой подготовки (обмен опытом достижений, общие центры кластерного обучения).

Кластеризация как мировая тенденция, отражающая стремление компаний, проявляющих деловую активность в смежных направлениях

В концентрации по географическим принципам, присущему практически для всех типов и форм экономики.

Некоторые современные европейские земляки, а именно Бельгия (регион Валонья), Германия (порт Дуйсбург), Франция (порт Гавр), Испания (Сарагоса) и другие, представляют собой имеющиеся примеры возрождения депрессивным регионов за счет создания на их территории транспортно-логистических кластеров. На наш взгляд, изучение опыта этих и других стран целесообразно и будет способствовать интеграции страны в европейское транспортно логистической сети.

Эффективное функционирование транспортно-логистических кластеров в стране должно быть основано на взаимовыгодном сотрудничестве между бизнесом, научными организациями, учебными учреждениями и местными властями. Это будет способствовать достижению синергетического эффекта и позволит скоординировать работу всех указанных институтов в направлении удовлетворения общественных потребностей. А также согласование региональных и общенациональных экономических интересов с целью повышения конкурентоспособности отдельных отраслей экономики страны.

В современных условиях развитие транспортно-логистических кластеров в отдельных регионах страны может стать ключевым фактором регионального успеха и эффективной интеграции в европейские страны.

Похожее ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *